Русский шансон
Подписаться на шансон Instagram   
 

Александр Новиков концерт Сергей Есенин

Пресса

Александр Новиков фото с официального сайта
«Февраль. Достать чернил и плакать!»
Сейчас май, но в остальном вся картина та же. Я не смогу, у меня не получится, две такие огромные величины! Да ещё моё особенное отношение к их паритету! Вот ведь какая складывается ситуация. Придётся объяснять и выносить суждения, предполагая возможность того, что романсы на стихи Пушкина мог бы писать совсем не Глинка, а, к примеру, Лермонтов!
Можно такое представить?
Да легко! Просто включить фильм о концерте к 110-летнему юбилею Сергея Есенина. Любоваться и слушать!
Сейчас очень моден мистический акцент! Что это? Соприкосновение аур? Передача потусторонней эстафетной палочки? Воздержусь от комментариев. Просто подключу душу к компьютерным колонкам и начну смотреть и слушать этот роковой для меня концерт. Потому что вдруг я после скажу: «Да, Сергей Есенин лучший на этом празднике жизни!» Или мне придётся сдаться на милость самого Новикова – автора музыки и исполнителя есенинских стихов! Но я должна быть честной, потому что не знаю суждение той стороны, с которой хотела бы совпасть в своих выводах!
Эх, была-не была!
Легкий клик мышки и вот уже несуществующий в настоящем времени концертный зал «Россия» поражает пышными декорациями. Такая небольшая ссылочка красного цвета на волшебном официальном сайте и ты уже исчезаешь здесь и появляешься там. А там на сцене белые арки, портреты Сергея Есенина, языки пламени, церковные колокола, государственный русский хор им. Свешникова, русский народный ансамбль «Россия», струнный оркестр Ольги Хоменко, верные новиковские музыканты и ещё много всего. Александр Новиков ударяет по металлическим цилиндрам ксилофона. Похоже, камертон металлических цилиндров должен настроить нас на то восприятие стихов и музыки, которое предполагает автор!
И начинается.
Он выходит на центр сцены. Новиков одет в белый костюм и розовую атласную рубашку. Мне кажется, он волнуется! Да, по-моему, волнуются и зрители, потому-что ничего подобного раньше не видели. Я тоже замираю! А он без всяких вступительных слов начинает петь стихи Есенина «Гой ты, Русь моя родная!» В честь юбиляра он рушит традицию и начинает концерт не своими вступительными словами, а словами Сергея Есенина! Песня очень ласковая и нежная, а основной мотив проигрыша, который повторяется несколько раз то гитарой, то баяном, то балалайкой, так удивительно мелодично звучит в их исполнении. «Не видать конца и края, только синь сосёт глаза» А глаза-то у Новикова синего цвета. Ей Богу, синего цвета! Под последний уже оркестровый повтор он поднимает руки, как будто обнимает весь зал, и стоит так, улыбаясь.
И мы повержены. Флюгер нашей души начинает поворот в нужную сторону.
Потом звучат замечательные душевные слова о Сергее Есенине и его юбилее, о необыкновенном отношении самого Новикова к творчеству поэта! Уже начинаешь проникаться каким-то странным чувством значимости события!
Действие происходит девять лет назад, а я только сейчас его вижу! И похожа я на улитку из древней японской пословицы: «Ползи-ползи улитка по склону Фудзи! Вверх-вверх, до самой вершины!» Но я не виновата, что сразу не могу «объять необъятное»!
А Новиков почти так же выглядит, как сегодня! Побеждено Время? Нет-нет, ни в коем случае не надо так говорить! Ведь оно может обидеться! Просто Время, наверное, включает себя в число самых добрых друзей и верных поклонников Александра Новикова. Причём, безусловно, без обид, самого влиятельного из всех его друзей и поклонников!
«Письмо к женщине». Чем дольше звучат знакомые строчки из уст «необычного» Новикова с мелодией симфонической скрипичной сюиты, тем чётче ощущается просто физическое присутствие Сергея Есенина на сцене. И не в качестве трогательного портрета на экране! Господи, да это же спиритический сеанс какой-то! Нам наносят двойной удар и мы беззащитны перед такой силой! Зал насторожен. Нарушены все правила шоу-пространства. Новиков и Есенин! Или Есенин и Новиков (по алфавиту) рвут наши сердца, проникают в душу и делают с ней вообще, что хотят! Дальше – больше!
Действительно, это совсем не похоже на песню в стиле городского романса! Знакомые строчки Есенина пропеваются новиковским голосом с таким чувством, что думаешь: «Да теперь просто так стихи Есенина не почитаешь. В ушах будет звучать голос Новикова!» А он стоит с закрытыми глазами в скрипичном потоке прекрасных звуков оркестра Ольги Хоменко!
А ведь зря меня засмеяли, когда в первом очерке я намекнула на то, что Александр Новиков это наша национальная идея. Но я уже сегодня где-то читала, что он воплощает образ национального героя! Уже теплее! Так вот что я скажу! На концерте 2005 года два национальных героя и две национальные идеи, разделённые Временем и объединённые стихами, музыкой, исполнением, душами и сердцами повергли нас в полное смятение и беспокойство! Кажется, что сам Сергей Есенин смотрит на сцену в пышных декорациях, безмерно удивляется и в глазах его преломляются языки пламени с экранов! Предположить такое через восемьдесят лет после своей гибели он никак не мог!
А Новиков исполняет свои произведения на стихи Сергея Есенина и видишь, что он так их чувствует, как-будто у него просто нет кожи. А розовая рубашка только усиливает эффект.
Я плакала все три первые песни. Если бы мне выпало счастье присутствовать в зале, меня бы, наверно, вывели строгие охранники в парадных костюмах! Чтобы не мешала другим!
«Ты меня не любишь, не жалеешь..» Как же мы читали потихоньку в школе между собой эти стихи и знали их наизусть! Шедевры не забываются и можно шевелить губами, повторяя за Новиковым великие слова! Но у нас даже шёпотом, как у него, не получится! Поэтому лучше уж сдаться и плыть по реке таланта к далёким неясным берегам. По реке таланта Есенина или Новикова? Ой, не спрашивайте! А то я сломаюсь, как робот в рассказе Айзека Азимова, потому что должна, но не могу дать ответ!
«Есть одна заветная песня у соловушки…» Вот это сделано, как песня! Даже есть припев. Но есть и немножко простого чтения голосом стихов под музыку. Ох, как у него здорово получается! По-моему, свои стихи он только поёт? «Думы мои, думы….» Новиков просто превосходит самого себя!
А у меня всё глаза на мокром месте! Признаюсь, в мои планы такой сценарий поведения совсем не входил! Мне же нужно следить за действием, сопоставлять, анализировать! Да какой там! Уже и зал вполне освоился, уже цветы несут на сцену и получают венценосные поцелуи, а я никак не приду в себя! Да потому что велик Есенин, велик Новиков, а непонятно откуда сошедшее величие оглушает, пугает, провоцирует эмоциональный шок!
И я принимаю решение слушать и смотреть ещё раз!
С самого начала! Со второй попытки!
Уже полегче, поскольку человек вообще воспринимает всё со второго раза значительно спокойнее! «Гой ты, Русь моя, родная…» Ничего, три минуты, полёт нормальный! «Письмо к женщине»! Смутно, неясно, тревожно под симфонические всплески скрипок, но тоже без истерики!
«Нищий с паперти». Я не очень помню такое стихотворение, но его звучание вполне к месту, глубоко проникает в душу! Но кажется, уж это не про нас! Уж мы-то в такой ситуации никогда не окажемся! А зря!
«Голубая кофта, сииие глаза..» Замечательная песня. сделанная из двух стихотворений. Ничего страшного, Сергей Александрович разрешил! Запоминающаяся мелодия. Я даже видела её исполнение на каком-то Шансоне года. «У меня на сердце без тебя метель»! Нет, наши-то сердца просто тают под прекрасной музыкой!
«Может поздно, может слишком рано» Мелодичная песня про Дон-Жуана начала 20 века. Дон-Жуана с испанским темпераментом и с рязанской золотой головой! Каштановая шевелюра автора-исполнителя отсвечивает всеми цветами радуги в софитных огнях, наводя на романтические размышления!
А дальше – «Батум»! В те есенинские времена это почти что край земли, за которым начинается другой мир! Слушаешь, как чудо, которое запоздало, но всё-таки успело к сердечному разбору! Высокие ноты мелодии, высокая градация чувств! Я бы назвала это благородством исполнения и понимания есенинских стихов.
Когда я была маленькая, я верила, что Есенин был в Персии, поэтому и сложились такие волшебные стихи персидских мотивов. И просто обиделась, когда узнала, что всё происходило на родине 26-ти бакинских комиссаров в Баку! Какие там Лалы и Гелии! Даже «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!» работала в бакинской типографии! Поэт на то и поэт, чтобы видеть не совсем жизнь, а её преломление в серебряном шаре одухотворённости!
В подтверждение — «Кто я, что я, только лишь мечтатель….» Такой спокойный ласковый голос с констатацией фактов. Новиков весь просветлённый. Я ещё таким его никогда не видела. Гитара Евгения Борисенко как будто ласково гладит душу мелодией Александра Новикова! С последними аккордами композитор просто падает назад от микрофона! Но на ногах удерживается.
Однако я же должна оценивать и вклад поэта и вклад композитора — исполнителя! По определению они не могут быть равнозначны! Стихи Есенина божественны, но отдайте их в руки самых изощрённых музыкальных мастеров, а они вдруг перестанут звучать! Новиковское исполнение сводит с ума!
«Я помню, любимая, помню ,,,» Известнейшее стихотворение! «И ты позабудешь, мой милый, с другою меня навсегда!» Но совершенно ясно, что сама героиня не забудет поэта ни при каких обстоятельствах! Да и можно ли это – забыть навсегда! Если только стирать память насильственным путём.
Новиков недосягаем!
«Гори звезда моя, не падай!» Хочется слушать ещё и ещё! Серьёзно, уважительно, пророчески.
Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.
Хочется сказать: «Поэты не должны накликать на себя всякие трагические события, делиться в стихах своими предчувствиями. Нас всех слышат, а особенно великих! И не обязательно на небесах, скорее всего на грешной земле! В наступающий век индустриализации и коллективизации с истреблением крестьянства новокрестьянский поэт доставлял много хлопот.
Гибель Есенина не разгадана до сих пор. Снимают фильмы, проводят расследование, но яснее не становится. Я бы считала, что не было никакого самоубийства тридцатилетнего поэта в преддверии нового1926 года! Есть много свидетельств, подтверждающих такую версию. Только не даёт покоя последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья ..» Оно полностью путает все карты и явно указывает на самоубийство. Отданное другу накануне трагического дня, оно было опубликовано потом, как предсмертная записка поэта. Допустить, что кто-то другой написал эти строчки, просто несерьёзно!
А была ли эта записка со стихотворением, написанным кровью на салфетке? Не слишком ли вычурно даже для Есенина? Красивый сценарий конца великой жизни? А «последнее» стихотворение было написано ещё в середине 1925 года и очень пригодилось!
«Снова пьют здесь, смеются и плачут..» с большим хором за спиной, с портретом за хором на экране, с оркестром русских народных инструментов ансамбля «Россия». А впереди у микрофона Александр Новиков в «белых одеждах»! Песня так необычно сделана и сыграна! Сначала Новиков пропевает всё стихотворение в есенинском варианте, а потом те же строчки поёт хор, а исполнитель выделяет как бы в виде припева ключевые строчки «Ты Рассея моя, Рас…сея. Азиатская сторона!» Слух фиксируется на есенинских строчках: «Нет! таких не подмять, не рассеять. Бесшабашность им гнилью дана». Новиков даже закрывает глаза из-за «выдирающих» ему душу стихов! И не один раз! А звук выставлен так, что голос Новикова звучит над хорами и оркестрами и это свидетельство высочайшего профессионализма! Его настроение просто захлёстывает зал, а мне досадно мешает слушать композицию навязчивый стук сердца в ушах!
Это финал первого отделения. Доброе, уважительное и благодарное представление участников, рукопожатия и какой-то офицерский резкий поклон головы! Выглядит очень красиво!
Перед тем, как перейти к рассказу о втором отделении концерта, хочу сказать. Титаническая работа, которую проделал Александр Новиков, не поддаётся оценке. Это уму непостижимо! Всё написать, организовать, срежиссировать, исполнить! Конечно же, была верная команда, но главный всё-таки капитан на капитанском мостике. Я первый раз не могу ни с чем сравнить то, что видела и слышала! Такой концерт может быть только в единственном экземпляре и проигрываться только один раз. Потому что это душевный подвиг, печальная радость, сердечный оморок и произведение высокого искусства, которое не тиражируется.
Предположу, что состояния на этом концерте наш герой не сделал, потому что уж очень велики затраты. И финансовые и любые другие. Да и этот фильм вон лежит в открытом доступе! Ну как не позавидовать такой щедрости!
Зато Александр Новиков исполнил свою мечту, показал и рассказал нам о своём Сергее Есенине, который точь в точь совпал с оригиналом. А, может быть, и превзошёл его!!
Как хорошо, что всё это сохранится для будущего на «храмовом целлулоиде» Novikrecords, как в S.N.U.F.F. у Виктора Пелевина! Ну да ладно! Потомки потомками, но и мы сегодняшние так благодарны за возможность путешествий во времени.
*****************
Второе отделение необыкновенной мистерии! А вот и нет! На сцене уже значительно просторнее, уже остались только наши! Новиков и его команда! Да ещё сам виновник торжества Сергей Есенин! Из уважения к такому юбиляру капитан концертного корабля одет по всей форме, а не в рубашке и белых джинсах, как обычно во втором отделении. И начинаются песни, большинство из которых входят в запретный когда-то цикл «Москва кабацкая».
«Ты прохладой меня не мучай..» Песня сразу легко воспринимается, наверно, так и задумывал автор-исполнитель. Это уже слушать проще, это уже на пол ступенечки пониже. Новиков начинает весело, с отстукиванием ритма ногой. «Что я буду богат и известен и что всеми я буду любим». Как по-вашему, ни на кого другого больше не похоже?
Почти во всех композициях Новиков поёт стихи и они как будто личностные зарисовки. То ли так совпало, то ли он пользовался в жизни ориентирами, оставленными Есениным. И что интересно, для двадцати с чем-нибудь-летнего Есенина стихи поражают серьёзностью, зрелостью, глубиной жизненных оценок. А вот Новикову они как раз впору. Опять феномен со Временем? Тогда уж замечу, что теперь не Есенин, а Новиков в два раза младше своего великого визави!
Или же Сергей Есенин для него это alter ego (другой я). Вот-вот! Похоже, я нашла! Это многое объясняет и повергает в жуткую растерянность. Разве такое бывает? Но ведь вот же, есть!!
Следующая песня на самые любимые его стихи «Пускай ты выпита другим». Такая красивая мелодия, такие красивые стихи, такой красивый Новиков! Светло и меланхолично! Пересказывать Есенина — дело безнадёжное! Но нам известно, кому посвящено это необыкновенное стихотворение. Не думаю, что Александр Новиков видит образ именно этой женщины, когда закрывает глаза в конце песни. А в остальном он поёт как будто свои стихи. То есть не свои, а alter ego! Красавицы со скрипками в длинных платьях за спиной. Зал радостно кричит «Браво!» Новиков поворачивается к уходящим красавицам и галантно кланяется в знак благодарности.
«Годы молодые…» Настоящая песня с запоминающимся припевом, опять личность исполнителя светится в стихах. Но почему-то мне вспоминаются кони Владимира Высоцкого. Так вот, значит, где истоки!
«Всё живое особой метой…» Ну уж это даже не про Есенина, а про самого Новикова! Сергей Есенин предсказал судьбу и кредо поэта, который родится только ещё в 1953 году? Как такое может быть? Вопрос не ко мне.
Попадание прямо в яблочко, сходится всё до последней строчки. Хотя нет, одно словечко не сходится — «низкорослый». У Новикова эта песня звучит, как расшифровка принципов его жизни, как её девиз. Но, главное, что он ни разу ни того, ни другого не предал! Стихотворение спето с такой отдачей и сердечной энергией, что кажется, висящий над сценой колокол начинает позванивать! Браво, Александр!!!
«Цветы на подоконнике» Такая хорошая мелодия, такой задорный припев: «Играют на гармонике..» И действительно играют на гармонике по настоящему. Настроение улучшается. Зал гремит аплодисментами, зал ценит весёлую передышку.
А дальше просто шлягер – «Папиросники». Картинки жизни нэпмановской Москвы. Мальчишки с мечтами о будущем, по детски уверенные, что именно таким оно и будет. Грустинка в голосе исполнителя в финале песни.
А потом Александр Новиков почему-то выдыхает «Уфф!» Я думаю: «Ну, сколько же он уже поёт! Устал!». А это он готовится к следующей песне, почти как к своей великолепной «Розе». Стихотворение редкой лиричности и красоты, но облачённое в очень вызывающую форму. Оно даже исполняется в образе вдрызг пьяного поэта, который совершенно не выбирает выражения в разговоре с женщиной за столиком. Это только Новиков может осмелиться представить такую песню интеллигентному залу любителей поэзии. «Сыпь гармоника. Скука… Скука..» Происходит спектакль одного актёра. Или двух? Почти целиком всё стихотворение представляет из себя откровенные ругательства в адрес дамы. Новиков превосходит самого себя, если такое возможно! Ему это стоит большой траты душевной силы, но их же двое с Есениным и они блестяще справляются!
Думаю, всё стихотворение написано из-за двух последних строчек: «Дорогая.. я плачу.. Прости.. Прости..» Александр Новиков произносит их с закрытыми глазами. А сам во время проигрыша баяниста стоит у микрофона, покачиваясь, как пьяный!
Зал весь в криках «Браво!» А у меня возникают перебои сердца и кружение головы! Ох, как смело! Сногсшибательно!!! Браво!!!
И так трудно переключиться на следующие песни! Но Новиков поёт дальше и мы «выдыхаем».
«Милая, мне скоро стукнет тридцать» На сцену выходит цыганский ансамбль «Старая Москва». Поют гитары Виктора Алавацкого и Александра Новикова. Новиков играет сам, выделывая цыганские «коленца» под стать бородатым цыганским ребятам. И, кажется, ну может быть и стукнет тридцать, но уж никак не больше! Или вы забыли, в каких он отношениях со Временем? Есенинские стихи ударяют по сердцу! Зал сражён наповал!
«Пой же, пой, на проклятой гитаре..» По представлению автора-исполнителя самые скандальные стихи Есенина! Зал песню знает хорошо, радуется её исполнению, подхлопывает. Новиков просто получает удовольствие от своего голоса, гитарных аккордов, от единения со зрителями! Гитарная импровизация на пару с Виктором Алавацким! Браво, ребята, молодцы!
«Плачет метель, как цыганская скрипка,.». Даже с настоящим цыганским припевом. А короткие стихи талантливо удвоены под музыку гитар и, конечно же, скрипки! Каждые две строчки повторяются два раза, причем во второй раз они перевернуты. И это так к месту. А «цыганочка» набирает обороты и уже трудно сидеть спокойно. « Я ль не робею от синего взгляда…» А уж мы-то как робеем! А Новиков поёт и даже почти подтанцовывает. И все мы счастливы в разных временах и по обе стороны рокового стекла вечности! Начиная с Сергея Есенина и заканчивая мной!
Новиков представляет своих музыкантов под редкостный мелодичный проигрыш первой песни «Гой ты, Русь моя родная». Он говорит заключительные слова и выглядит жутко счастливым, наверно, от того, что сделал такое!
Всё, основная часть концерта в честь 110-летнего юбилея Сергея Есенина сыграна. Сыграна грандиозно.
«Самый масштабный, самый великий в моей жизни концерт» напишет на своём волшебном официальном сайте Александр Новиков.
Но, оказывается, это ещё не всё! Новиков говорит: «За режиссерским пультом Эдуард Смоленский! И если вы его хорошо попросите, то концерт может быть продолжен!» Зал охает и взрывается криками и аплодисментами.
И вот очередное чудо! Как будто только что вышедший на сцену триумфатор, вальяжный, общительный, вчистую покоривший зрительный зал, Александр Новиков поёт свой «Город древний, город длинный» «Шансонетку» и «Вези меня, извозчик». Так поёт, как на моей памяти не пел никогда. И мы все как-будто возвращаемся из чудесного путешествия в дальние страны домой. Пожалуй, домой возвращается и сам Новиков! А дом-то у нас один и тот же! И это уже совершенно мы и совершенно наш Александр Новиков! А я, зная своё дело, опять замаргиваю солёные капельки!
Новиков в белом костюме и атласной розовой рубашке. И с новой целой кожей.
Он победил, как герцог Велингтон в битве при Ватерлоо! А кого победил? Да всех нас!
А никакого анонсированного турнира между двумя благородными донами не случилось! Два благородных дона встретились на равных, обнялись, выпили по кубку манзанильи, почитали и попели стихи, дружески пожали руки, и, пожелав друг другу доброго бессмертия, направились на горячих скакунах своими дорогами.
Возможно, назначив следующую встречу на 120-летие.
И мне просто некому отдать пальму первенства в этом прекраснейшем из миров!
Москва, Зеленоград, 15/05/14

Другая информация о:

© 2000-2019 Шансон.Инфо Русский шансон. [18+] Все права соблюдены. Копирование информации запрещено законом.
Разместить рекламу на Шансоне. Михаил Шелег организация концертов, заказ выступлений. Рингтоны Партнеры